Руки это не просто часть тела, как нос или ухо. В истории искусств руки занимали всегда особое значение, начиная даже не со знаменитой фрески Микеланджело, а с наскальных изображений, где фигурировали просто отпечатки ладоней. Рука, как символ, является частью мировых религий, например, древние египтяне изображали лучи солнца с маленькими ладошками на концах, а на Ближнем Востоке самый ходовой защитный амулет до сих пор — это хамса, причём одинаково и у мусульман, и у иудеев — с небольшой разницей в деталях. Поэтому рука это никогда не «просто рука» — она имеет значение настолько глубокое, что распознаём мы эту символику в любом случае, даже если не сознательно, то точно бессознательно.
В своём нарративе я постоянно работаю с темой границ, и это выражается даже в технике. Красная линия контура — это про границы. Если взять сюжеты, где присутствует два героя: допустим, мужчина и женщина, — там красная линия обнажённого женского тела видится настолько раскалённой, что второй герой может обжечься, прикасаясь, поэтому он так осторожен. Но он всё равно прикасается. В этом и драма, и неизбежность, и вечная Сансара. В новой серии картин я иду дальше и заставляю руки вторгаться в мир персонажа, нарушая его контуры. Если предполагать, что руки дают или берут, то они становятся своего рода каналами, по которым идёт закачка новой энергии/информации в тело героя. Это и дань моей вере в потусторонние силы, и в то же время практичное желание изобразить действие — чтобы картина жила. Но не всё объясняется потусторонним, а можно трактовать картину с точки зрения психологии, говоря о взаимодействии разных субличностей внутри одной, но можно увидеть там и манипуляцию. В любом случае, я бы хотела оставить зрителю пространство для домысливания сюжета, как оставляю всегда.
Мы говорим «держи», когда даём что-то человеку в руки. Мы говорим «держи себя в руках», если видим, что кого-то понесло. Мы говорим «держись», выражая таким образом поддержку. Кстати, слово «поддержка» тоже образовано от слова «держать». И в прошедшем году мы учились «держать» своё состояние гораздо более осознанно и крепко. Я тоже старалась, и это нашло отражение в моей живописи. Тот факт, что везде присутствуют руки, я вообще заметила не сразу. Я просто рисовала, что приходит в голову. Теперь я говорю зрителю «держи» перед входом на эту выставку. Работы все написаны в период с января по октябрь 2022 года, и, глядя на них, можно почувствовать, чем я жила.