Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Выставка


Пробуждение

02 марта — 14 марта 2021
E11 BIS ART GALLERY


Пробуждение

16+

Галерея BIS ART представляет групповую выставку  «Пробуждение».

С древних времен человек ждал наступление весны, когда природа пробудится и плодородная мать-земля даст урожай. Слово “пробуждение” несет в себе положительный импульс. Эта выставка показывает, каким разным может быть пробуждение. Поклонение плодородию земли можно найти в мифологии многих народов. Древние греки объясняют смену времен года в мифе о похищении Персефоны Аидом. Ведь только когда Персефона выходит из царства мертвых, богиня плодородия Деметра приходит в себя и земля начинает давать плоды.

Работа Аси Багаевой «Земля» символизирует пробуждение физической жизни на планете, как вступление в фазу существования. Это источник всего ныне существующего вокруг нас и человечества. Земля - это мать, кормилица, семя жизни, зародившееся много миллионов лет назад, которое нашло свое развитие. В марте празднуется день весеннего равноденствия, который является точкой отсчета возобновления жизненного цикла. Работа «Недра земля» только подчеркивает восхищение художника невероятным богатством нашей почвы. Обе работы Аси излучают покой и умиротворение, подобно самой земле, как самой спокойной и стабильной из стихий. 

Работа Теоны Яманидзе «Лес» представляет собой природное пробуждение окружающего нас мира. Голые деревья, измученные зимними морозами, возрождаются в преддверии тепла и новой жизни. Авторская техника художницы создает впечатление «выдернутых» кусков материала, заполняющие всю нижнюю часть работы. Т.С. Элиот в поэме “Бесплодная земля”, какой он считал Европу после Первой мировой войны, обозначил весну как момент возвращения к жизни: “Апрель, беспощадный месяц, выводит фиалки из мертвой земли”. Ветки, которые растут по направлению к солнцу, выходят за пределы картины, что острее придает ощущение того, насколько живой организм стремится выйти из холодной земли к живому теплу.

Две абстрактные работы с идентичным названием «Полдень» Мамуки Дидебашвили и Полины Заремба излучают тот самый солнечный свет и тепло, которое жизненно необходимо для пробуждения жизни на этой земле. А яркая работы Полины «Скоро весна» только усиливает это радостное ожидание теплой поры. Экспрессивная работа Полины передаёт не только весенний колорит природы вокруг, но и душевное состояние автора в момент написания картины.

В картине «Времена года» Майи Рамишвили: зима, весна, лето и осень представлены в качестве четырех женских образов — нимф или наяд, явившихся из мира грез. Их гибкие фигуры, нежные, будто бы в невесомых кружевных нарядах, образуют единый узор. Легкие линии и пастельные цвета работы навевают на зрителя только приятные мысли. Красавицы на картине расположены по кругу, будто одна следует за другой, руки девушек также создают форму непрерывного круга, что прямо говорит о плавном течении времени и проводит параллель между постоянной сменой сезонов. Глядя на этих четырех персонажей невозможно угадать то или иное время года в определенной девушке, потому что круговорот времени течет плавно, незаметно сменяется один сезон на другой, и в каждом сезоне есть своя красота.

В абстрактных полотнах Марии Скобелевой отражено восхищение художника той силой, которая даровала природа женщинам: вынашивать и порождать новую жизнь. Будучи беременной, Мария через абстракцию передавала ожидание чуда и ощущение причастности к этому глобальному жизненному циклу, запрограммированному природой. Эти работы отражают не только момент зарождения, пробуждения новой жизни, но также пробуждение совершенно новой грани в жизни женщины - материнство.

Семантическое поле слова “пробуждение” довольно обширно, и зачастую при его упоминании на ум приходит пробуждение духовное или осмысление. Например, осмысление положительное, яркое и необычное, как при эврике, в оптической иллюзии Марины Лизоркиной. 

Или озарение после медитативных практик, будь то трансцендентальные опыты Романоза и пробуждение Кундалини в работе Вангранды “PepsiCo”. Пробуждение Кундалини, чаще представленное в форме змеи, дает медитирующему человек состояние освобождения, единения со всем сущим и осознания истинной сути вещей.

Однако духовное пробуждение может быть вызвано более темными обстоятельствами, как это выражено в работах Суразицы «Апокалипсис» и «Возрождение». 

«Апокалипсис» Суразицы можно посмотреть через призму индуистских верований. В индуистском учении век демона Кали-юги - это последний из четырех глобальных эпох перед концом света, который характеризуется самыми страшными разрушениями и стихийными бедствиями. После века демона Кали цикл обновляется, мир рождается заново. В этом случае апокалипсис является возможностью для откровения великих знаний. Здесь конец света - это переходное состояние, которое необходимо для обновления мира, для его пробуждения. Главная героиня, облаченная в латунные доспехи, может быть интерпретацией апокалиптичного всадника, вершащего правосудие. Апокалипсис подводит к этапу возрождения, духовного пробуждения, осознания.

А «Возрождение» можно прочитать как трансформацию разума, взглядов, поведения, переданная фигуративными образами и которая провоцирует зрителя на переосмысление предыдущего порядка вещей. В эпоху новой этики при упоминании духовного возрождения на ум может прийти англоязычный термин “woke”, однако при создании работы Суразица вдохновилась древними идеями эсхатологии, учении об изменении мира. На картине можно увидеть возрождение из морской пучины, скрещенное с огненным пламенем. Это аллегория нового мира, нового образа мышления, духовного возрождения человеческой сущности. Как и в других работах Суразицы, «Возрождение» буквально состоит из нагромождения символов. В персонаже с рыбьей головой читается вечный агрессор, мнящий себя покорителем флоры и фауны. Однако комичный костюм рестлера указывает на то, что он всего лишь пародия на что-то значимое, просто цирковый персонаж. Голова, из который исходят лучи, обозначает именно то самое озарение, пробуждение сознания, которое и сподвигнет нас на создание нового мира. 

Конечно же, в выставке пробуждение показано и в самом прозаическом контексте - в физическом пробуждении тела после сна, естественном процессе всех живых организмов. К примеру, «Утро»  Майи Рамишвили это идеальная иллюстрация физического пробуждения. Это томная нега в постели в раннее утро, когда далеким фоном звучат первые петухи. Это дезориентация по-прустовски, когда “я не знал, где я, и в первый момент не понимал, кто я такой”. Картина передает полностью умиротворение и безмятежность под первые лучи солнца, когда впереди ждет замечательный день.  

В раннем пробуждении есть свое очарование - это тишина и утренний свет, который ощущается в работе Евгения Зарембы «Светлый берег». В этой картине песок камни и вода сближаются по тону, и создается ощущение чего- то цельного и тонкого. 

Художники: Ася Багаева, Теона Яманидзе, Мамука Дидебашвили, Полина Заремба, Майа Рамишвили, Мария Скобелева, Vangranda, Суразица, Евгений Заремба.