Фонд поддержки современного искусства Винзавод передает в дар Государственной Третьяковской галерее работы художников-участников юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью». Презентация передачи произведений в дар Галерее станет первой частью проекта «Новые молодые в Новой Третьяковке. Дар Винзавода», который включает развернутую образовательную программу — лекции, мастер-классы, мероприятия.
Третьяковская галерея продолжает программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее». В 2017 году, в год запуска программы, музей получил рекордные 1 936 экспонатов, среди которых работы классиков искусства второй половины XX – начала XXI века — Эрика Булатова, Дмитрия Жилинского, Дмитрия Пригова, Гелия Коржева. Новое важнейшее событие в рамках программы — передача в дар Галерее Фондом поддержки современного искусства Винзавод десяти произведений наиболее ярких представителей молодого поколения современных художников. Это работы участников организованного Винзаводом выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью».
Впервые в отечественной практике музей классического искусства принимает в дар значительный корпус работ современных художников от одного из первых в России частных арт-центров. Событие, приуроченное к десятилетию Винзавода, завершает юбилейную программу институции, в рамках которой в 2017 году был реализован цикл масштабных персональных выставок представителей нового поколения в российском искусстве, для которых настало время перехода из статуса «молодых» художников в статус состоявшихся. Это Дмитрий Венков, Арсений Жиляев, Ирина Корина, Егор Кошелев, Владимир Логутов, Миша Most; Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (Urban fauna lab); Евгений Гранильщиков, Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины (Группировка «ЗИП»); Андрей Блохин и Георгий Кузнецов («Recycle Group»).
Участники цикла «Прощание с вечной молодостью» работают в разных видах искусства: в монументальной живописи, графике, фото- и видеоинсталляции, шелкографии, скульптуре, граффити и с разными медиа. Каждый объект, переданный в Третьяковскую галерею, по-своему уникален, выражает персональное высказывание автора и демонстрирует актуальные процессы в современном искусстве. Этих художников объединяет то, как чутко они реагируют на современность, не воспроизводят, а осмысляют ее.
Цикл начинался с выставки «Palazzo Koshelev», название которой отсылает зрителя к истории, продолжился проектом Группировки «ЗИП», посвященном утопии революционного взлета, а одной из последних экспозиций стала выставка Арсения Жиляева – история-мистификация о художнике будущего, роботе, пытающемся воссоздать нашу реальность. У кураторов проекта изначально не было замысла объединить выставки одной темой, однако результатом стал своеобразный портрет искусства поколения 2000–2010-х годов, проявленный через основные сюжеты, интересующие художников – от осмысления прошлого через современность до попыток представить современность сквозь призму взгляда из будущего.
Проект показывает, сколь высоки значимость и авторитет экспертной оценки куратора и Винзавода как институции в целом. Это осознают специалисты Третьяковской галереи и поэтому особенно ценят настоящий дар.
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: «Коллекция музея пополнилась произведениями художников, которые, несмотря на молодость, доказали свою причастность к истории российского искусства. Вклад Винзавода позволяет заполнить серьезные лакуны в собрании начала XXI века. С благодарностью принимая этот дар, мы еще раз напоминаем, что галерея Третьякова начиналась как галерея современного искусства, что Павел Михайлович открыл дорогу многим начинающим художникам, которые в дальнейшем составили славу русской живописи. Мы стараемся стать достойными продолжателями его дела, и в этом нам помогают коллеги, имеющие большой опыт работы в области современного искусства. Серия выставок, состоявшихся на Винзаводе в прошлом году, продемонстрировала большой потенциал авторов, создавших для масштабного пространства убедительные проекты, в которых актуальность сочетается с вневременными проблемами человечества. Серьезность сюжетов, высочайшее качество исполнения, оригинальность творческого почерка каждого автора — все это свидетельствует о точности выбора кураторов проекта».
Президент Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко: «В течение всего прошлого 2017 года мы анализировали предыдущее десятилетие в истории Винзавода. „Прощание с вечной молодостью“ — наше исследование поколения, которое выросло вместе с нами. Результатом проекта стал интерес Третьяковской галереи к художникам, представленным в рамках цикла, который объединил десять современных художников и десять кураторов. По сути Николай Палажченко, куратор проекта, собрал картину, монументальное полотно с участием художников. Это с одной стороны логичное завершение для выставочного проекта — когда музей пополняет коллекцию из представленных работ, но впервые для нас. По совпадению ни один из выставленных художников не представлен в коллекции Третьяковки, что усилило эффект уникальности цикла, и наш дар — это поддержка современного искусства и культуры в целом, развитие взаимоотношений с музеями».
С 19 апреля внутренний двор Новой Третьяковки трансформируется в экспозиционное пространство. Здесь будет установлен масштабный арт-объект Группировки «ЗИП» «Равновесие с небольшой погрешностью». Колонна-памятник абстрактному вождю станет доминантой музейного двора. Рядом со статуей на вершине колонны будет установлена камера, которая будет вести трансляцию на экран в холле музея. Преобразованная в скамейку для отдыха «руина» наделяется множественными смыслами — попрание знака былой славы соединяется с романтическими переживаниями величия ушедших цивилизаций. В работе, посвященной 100-летию Октябрьской революции, Группировка «ЗИП» демонстрирует погрешность между реальностью и представлением о том, что такое революция, и что после нее происходит с властью, как она трансформируется. Одновременно в вестибюле Новой Третьяковки будет демонстрироваться видеоинсталляция о работах цикла «Прощание с вечной молодостью».
Включение в коллекцию Третьяковской галереи работ, выполненных в нетрадиционных медиа, является своего рода вызовом для хранительской практики. До сих пор трудно представить, как музей должен хранить произведения, выполненные в цифровых технологиях, либо в материале, состояние и длительное бытование которого нам сегодня трудно прогнозировать. В отечественном музейном деле еще не отработаны регламенты по хранению подобных произведений. Музей берет на себя работу по созданию методик реставрации, консервации и сохранению этого корпуса работ и будет готов делиться опытом с музейным сообществом.
Художники, чьи работы получает в дар Третьяковская Галерея
1. Егор Кошелев, выпускник МГХПА имени С.Г. Строганова, кандидат искусствоведения, обладатель премии Strabag (Австрия)
2. Алексей Булдаков и Анастасия Потёмкина, исследовательский проект «Лаборатория городской фауны» / Urban fauna lab
3. Евгений Гранильщиков, видеохудожник, лауреат премии Кандинского, призер Open Frame Award кинофестиваля goEast, финалист премии «Инновация»
4. Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины, основатели Краснодарского института современного искусства (КИСИ) и независимого фестиваля уличного искусства «МОЖЕТ», Группировка «ЗИП»
5. Миша Most, пионер российского стрит-арта, художник
6. Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, Recycle Group, призеры премий Кандинского и Arte Laguna
7. Дмитрий Венков, лауреат Премии Кандинского
8. Владимир Логутов, участник международных фестивалей видеоарта и экспериментального кино, номинант премий Кандинского, «Инновация» и «Черный квадрат»
9. Арсений Жиляев, художник, теоретик современного искусства
10. Ирина Корина, дважды лауреат премии «Соратник», лауреат премии «Инновация»