Lease: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Первая часть книги – каталог к выставке «Чего ты боишься?», а вторую часть – рефлексию – составляют статьи-исследования, рассматривающие феномен страхов и тревог через призму различных гуманитарных дисциплин. Издание подготовлено в рамках направления Винзавод.Гравитация, цель которого – собрать антологию современного искусства.
Автор-составитель книги – кандидат искусствоведения, куратор, исследователь Дарья Пыркина. Свои статьи подготовили фольклорист, доктор филологических наук Андрей Мороз; историк-медиевист, специалист по демонологии в западноевропейском Средневековье и раннем Новом времени Григорий Бакус; киновед, кинокритик Дмитрий Комм; специалист в области философии и психологии, кандидат психологических наук, переводчик С. Кьеркегора Алексей Лызлов.
«Страх как экзистенциальный феномен в философии, практики обращения с пугающим в фольклоре, «темные» средние века, наполненные химерами, наконец, фильмы ужасов как явление современной культуры — страх неизменно сопровождает человеческое существование. Специалисты из разных областей знания в своих статьях проанализировали традиции обращения с образами пугающего и устрашающего, отрефлексировали механизмы тревоги и способы ее проживания в ритуалах, повседневных практиках и произведениях искусства», — Дарья Пыркина.
Книга объединяет тексты о современном зрении, архитектурной оптике, цифровом взгляде, философии восприятия и телесных практиках и специальную вставку с графической новеллой Георгия Литичевского. Издание разделено на каталог и рефлексию, которая становится интеллектуальным продолжением выставки со статьями философов, архитекторов, кураторов и художников, исследующих устройство зрительного восприятия в художественных, исторических и цифровых контекстах.
В издании тексты Сергея Хачатурова, Елизаветы Лихачевой, Элеазара Делагранжа и других.
«Каталог не фиксирует итог, а продолжает выставку в текстовом пространстве — со своими акцентами, тенями и искажениями. Слепота и зрение здесь не противопоставлены, а сцеплены в одно поле напряжения. Нам важно было сохранить многоголосие и позволить текстам конфликтовать, дополнять друг друга и ускользать», — куратор Сергей Хачатуров.
Открывает раздел «Рефлексия» текст Гете «Учение о цвете», как опорный документ для дальнейших размышлений. Историк архитектуры Елизавета Лихачева говорит в интервью, как периферийное зрение формирует восприятие архитектуры, искусства и визуального пространства в целом.