Lease: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Публичная программа выставки «НИИ Архив. Ремонтаж» знакомит с выдающимися деятелями искусства последних 30 лет и поднимает вопросы, направленные на рефлексию и осмысление последних десятилетий в искусстве.
В центре программы открытые встречи куратора Ирины Горловой с художниками, кураторами и теоретиками. Вокруг диалогов собираются дискуссии, круглые столы и другие форматы.
Спикеры: руководитель архивов музея «Гараж» Саша Обухова, художник и куратор Иван Новиков, куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж» Ирина Горлова.
Модератор: руководитель НИИ Архив Ирина Саминская.
В центре внимания круглого стола – методология и форматы архивирования современного искусства, а также инструменты взаимодействия с прошлым. За счет разнообразия форматов, присутствующих в современном искусстве, закономерно возникают вопросы о его сохранности. Перформансы, ситуативные акции и многие другие заставляют изобретать и пересобирать варианты и способы работы с прошлым. Эти и другие вопросы планируется обсудить на круглом столе.
О спикерах
Саша Обухова
Куратор архива музея «Гараж».
В 2004 году стала одним из учредителей и директором фонда «Художественные проекты», основала при фонде архив современного русского искусства. Работала в экспертном совете Премии Кандинского.
В настоящее время — куратор архива Музея современного искусства «Гараж». В 2014 году по ее инициативе в «Гараже» открыта первая в России публичная библиотека по современному искусству. Сокуратор (с Юлией Аксеновой) выставки «Перформанс в России: картография истории» (Музей современного искусства «Гараж», Москва), первой выставки, посвященной истории перформанса как жанра современного искусства, и редактор-составитель каталога «Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории».
Один из составителей каталога выставки «Реконструкция» (Фонд культуры «Екатерина», куратор Елена Селина), вошедшего в шорт-лист премии IX Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». В 2000 году в составе рабочей группы участвовала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи «Искусство второй половины ХХ века». В 2016 году вошла в состав кураторской группы первой Триеннале российского современного искусства музея «Гараж».
Инициировала проект «Открытые системы», посвященный самоорганизациям, а также международную онлайн-платформу RAAN (Сеть архивов российского искусства).
Иван Новиков
Художник, исследователь, преподаватель и куратор.
Выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова, МВШСЭН (Шанинка) и Манчестерского Университета. Сооснователь независимой площадки Центр «Красный» в Москве. Член редакционного совета «Художественного Журнала».
Участник грантовой программы поддержки молодых художников музея «Гараж», лауреат гранта патронской программы фонда Cosmoscow.
В 2015 и 2018 стал финалистом конкурса Фонда V-A-C и Антверпенского музея современного искусства (M HKA) на приобретение работ молодых российских авторов для коллекции последнего.
Номинант Премии Кандинского в категории «Молодой художник» (2015). Номинант премии «Инновация» в категории «Кураторский проект» (2016) и в категории «Книга года» (2021). Номинант Премии Зверева (2021).
Ирина Горлова
Куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж», искусствовед, с 2024 года член экспертного совета Cosmoscow, экс-заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор проекта «Испытание реальности», проходившего в Цехе Белого и Цехе Красного в 2010 году, со-куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (2018-2019) — совместного проекта Третьяковской галереи, Тейт Модерн и Государственного Эрмитажа.
С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства.
Ирина Саминская
Руководитель проектов благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод, руководитель НИИ Архив.
В прошлом: руководитель редакции «Культура» РИА Новости, зам. директора по развитию Парка искусств Музеон, руководитель отдела спецпроектов Еврейский музей и центр толерантности, директор Центра творческих инициатив «Перспектива», зам. директора по развитию Музея Москвы.
Автор концепции развития Парка искусств Музеон, программы профессиональной навигации для подростков «Программа А», руководитель уличного фестиваля видеоарта «ПУСТО» (номинация на премию «Инновация»), руководитель и автор проектов Лаборатория критики, Лаборатория журналистики и Лаборатория новых медиа в ЦСИ Винзавод. Автор текстов для «Независимой газеты», портала Colta.ru и др.
17 ноября, 17:00, Винтажный зал
Встреча и диалог художника Дмитрия Гутова и куратора Ирины Горловой откроет публичную программы выставки «НИИ Архив.Ремонтаж».
Дмитрий Гутов принял участие в выставке «Верю!», с которой начиналась биография в искусстве ЦСИ Винзавод. Его работа – остроумная реплика картины Андреа Мантенья «Мертвый Христос», а именно фрагмент стоп Христа, увеличенный в масштабе, – вступала в активный диалог с пространством Большого Винохранилища, со временем и контекстом происходящего. На выставке «Стопы» вновь воспроизведены, но кардинально поменялся контекст.
Что произошло за эти годы, чем и как отличается искусство середины нулевых и другие вопросы прозвучат во время встречи.
О спикерах
Дмитрий Гутов (Москва, 1960 г.) — российский художник и теоретик искусства.
Гутов активно работает с 1980-х гг, сочетая различные визуальные языки и техники: инсталляции, живопись, фото, видео, скульптура, графика.
В 1990-е и 2000-е гг. работы Гутова показаны на крупных международных событиях: III Стамбульская биеннале (инсталляция «Пыль», 1992), 46-я Венецианская биеннале с работой «Сознание — это такая вещь, которую мир должен обрести, хочет он этого или нет», созданной совместно с Евгением Ассом и Вадимом Фишкиным (1995), а также в роттердамской Manifesta (аудиоэкскурсия по Музею Бойманса — ван Бёнингена, 1996) и др. В общем Гутов принял участие в сотнях выставок и десятках различных биеннале.
Дмитрий Гутов знаком широкой аудитории и как теоретик искусства, он автор различных статей и образовательных проектов, связанных с теорией и практикой современного искусства. Одной из ключевых тем его работы является исследование трудов советского философа и искусствоведа, критика искусства модернизма Михаила Лифшица.
Работы художника хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея, Центра современного искусства Луиджи Печи в Прато, Центра Помпиду в Париже и др.
Ирина Горлова — куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж», искусствовед, с 2024 года член экспертного совета Cosmoscow, экс-заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор проекта «Испытание реальности», проходившего в Цехе Белого и Цехе Красного в 2010 году, со-куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (2018-2019) — совместного проекта Третьяковской галереи, Тейт Модерн и Государственного Эрмитажа.
С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства.
30 ноября, 17:00, Винтажный зал
«Направление Новые имена». Участники: кураторы Полина Могилина и Анна Зайцева, художники Ульяна Подкорытова и Слава Нестеров. Модератор: куратор Ирина Горлова.
Продолжает Публичную программу «НИИ Архив.Ремонтаж» встреча с кураторами и художниками, принявшими участие в разных проектах направления Новые имена ЦСИ Винзавод.
На встрече 30 ноября встретятся кураторы и художники проектов ЦСИ Винзавод: кураторы Полина Могилина и Анна Зайцева, художница Ульяна Подкорытова, художник Слава Нестеров для обсуждения вопросов творческой карьеры, процесса становления начинающих художников на пути реализации своих проектов и роль институции в этом процессе.
Модератор и куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж» Ирина Горлова.
Направление Новые имена – одно из ведущих направлений ЦСИ Винзавод, цель которого в поддержке начинающих художников и кураторов. Благодаря многолетней экспертизе ЦСИ Винзавод успешно реализовывал различные проекты в этом направлении: площадка молодого искусства СТАРТ, Открытые студии, Проекты кураторов и независимых сообщества и многие другие.
Полина Могилина
Куратор, искусствовед. Ментор 11-го сезона Открытых студий Винзавода.
Полина курировала более 50 проектов в области современного искусства: «Recycle Group. Homo virtualis» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, «AES+F. Предсказания и откровения» в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), Recycle group. New Nature и «Основано на реальных событиях. Избранные фрагменты российского видео-арта» в ЦСИ Винзавод, «Сергей Кузнецов. Архитектура мира» в ГТГ, «Анатолий Akue.Harvest» в ММОМА и другие.
Выпускница факультета истории искусств РГГУ, сооснователь фонда MaxArt (2021–2023), лауреат премии Курехина. Ведущий куратор галереи «Триумф».
Анна Зайцева
Ментор 10 сезона Открытых студий Винзавода.
Главный куратор, заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея, Москва. Автор переводов на русский язык книг по искусству, включая: Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства (М., Ad Marginem, 2012); Деян Суджич: В как Bauhaus. Азбука современного мира (Новое издательство, 2017).
На протяжении многих лет была членом экспертного совета Премии Кандинского, а также премии «Инновация» (в 2009 и 2013–2015 годах), Московской международной биеннале молодого искусства (в 2015 году).
С 2007 года по 2012 работала советником по выставочной работе Центра современного искусства Винзавод. Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Кураторский проект» (2009), лауреат общественной премии «Кариатида» (2013).
Ульяна Подкорытова
Художница. Выпускница проекта СТАРТ.
Изучает проблемы идентичности в эпоху глобализации. При помощи различных медиа (видеоарт, объекты, графика, фотография) выстраивает внутреннюю мифологию, основанную на миграции фольклора Русского Севера и постфольклора в настоящее. Окончила факультет графических искусств Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова и курс видеоарта Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (Школы Родченко).
Участница проекта площадка молодого искусства СТАРТ (персональная выставка «Косая», 2016 г). Участница групповых и персональных в России и за рубежом.
Резидент пространства Gogova Foundation (Баку, 2017), пространства «Марьин Дом» (Чакола, Архангельская область, 2019), Мастерских Музея современного искусства «Гараж» (Москва, 2020).
Работы входят в частные коллекции российских и европейских коллекционеров.
Слава Нестеров
Художник. Выпускник Открытых студий Винзавода.
Работает в разных медиумах: живопись, скульптура, графика, диджитал арт. Произведения Нестерова исследуют отношения между материальностью, информационными потоками, экономикой и технологиями.
Выпускник Пермского государственного национального исследовательского университета и ИСИ, автор множества персональных и участник групповых выставочных проектов в различных культурных институциях Москвы и России.
Ирина Горлова
Куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж», искусствовед, с 2024 года член экспертного совета Cosmoscow, экс-заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор проекта «Испытание реальности», проходившего в Цехе Белого и Цехе Красного в 2010 году, со-куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (2018-2019) — совместного проекта Третьяковской галереи, Тейт Модерн и Государственного Эрмитажа.
С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства.
14 декабря, 14:00, «Направление современная фотография. Best Of Russia».
Участники: куратор Best Of Russia Лина Краснянская, председатель правления центр развития визуального искусства и фотографии «ПроЛаб» Николай Канавин, фотограф, преподаватель Михаил Розанов, независимый куратор Светлана Тэйлор.
Модератор: куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж» Ирина Горлова.
Новая встреча публичной программы выставки «НИИ Архив.Ремонтаж» построена вокруг фотографии. ЦСИ Винзавод реализовывал масштабный проект Best Of Russia на протяжении 10 лет. Проект, охвативший всю страну, без каких-либо ограничений в возрасте и статусе. Best Of Russia обозначают как фотолетопись страны. Что изменилось в фотографии за последнее десятилетие, смогла ли фотография удержать как направление современного искусства, что происходит сегодня и как видится Best Of Russia на расстоянии спустя шесть лет после своего завершения.
22 декабря, 17:00, Винтажный зал
Встреча и диалог куратора и теоретика Виктор Мизиано и куратора и искусствоведа Дарьи Пыркиной.
Во время встречи спикеры построят диалог вокруг актуального состояния архива, его места в практиках современного искусства и личном опыте работы с архивами.
О спикерах
Виктор Мизиано
Куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала», автор международных проектов.
В 1996 году вошел в состав кураторской команды международного фестиваля Manifesta, далее курировал российский павильон на Венецианской биеннале (в 1995 и 2003), биеннале в Сану-Паулу (2002, 2004) и другие проекты. Основатель и первый главный редактор международного издания о теории и практике кураторства Manifesta Journal.
Среди российских проектов Мизиано наиболее значимым является цикл выставок «Удел человеческий», который начался в 2015 году и состоит на данный момент из семи тематических сессий.
Дважды лауреат премии «Инновация» в номинации «Кураторский проект», лауреат премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Удостоен почетной докторской степени Хельсинкского университета искусств и дизайна.
Дарья Пыркина
Куратор, исследователь, преподаватель кураторских практик на направлении «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения. Сооснователь Московской международной биеннале молодого искусства. Лауреат премии «Инновация» в номинации «Образовательный проект».
Член экспертного совета направления НИИ Архив.
11 января, 17:00, Винтажный зал
Встреча и диалог куратора и теоретика Art&ScienceДмитрия Булатова и куратора Ирины Горловой.
Следующая дискуссия публичной программы выставки «НИИ Архив.Ремонтаж» посвящена Art&Science.
Art&Science — это область современного искусства, где художественное произведение создается на стыке науки, искусства и технологий. В рамках встречи куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж» Ирина Горлова поговорит с исследователем и куратором проектов в области Art&Science Дмитрием Булатовым.
Участники дискуссии обсудят выставку «Наука как предчувствие», прошедшую в 2009 году в ЦСИ Винзавод, которую курировал Дмитрий, ее вклад в развитие science art, а также поговорят о том, как создавать и как работать со специфическими архивами: архивами визуальной поэзии, саунд-поэзии и Art&Science.
О спикерах
Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства и куратор. Организатор выставочных и издательских проектов в области Art&Science и новых медиа. Автор книг и антологий по современному искусству, член редакционных советов журналов DOC(K)S (Франция) и NOEMA (Италия). В 2014 году был номинирован на «Золотую Нику» фестиваля Ars Electronica (Австрия) в разделе Visionary Pioneers of Media Art. Лауреат Премии им. Сергея Курёхина (2023), дважды лауреат премии «Инновация» (Россия, 2008, 2013).
Ирина Горлова — куратор выставки «НИИ Архив.Ремонтаж», искусствовед, с 2024 года член экспертного совета Cosmoscow, экс-заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор проекта «Испытание реальности», проходившего в Цехе Белого и Цехе Красного в 2010 году, со-куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (2018-2019) — совместного проекта Третьяковской галереи, Тейт Модерн и Государственного Эрмитажа.
С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства.