Yuri Samoilov
How to Disappear Completely
a-s-t-r-a gallery представляет персональную выставку художника Юрия Самойлова How to Disappear Completely.
На время проведения выставки пространство галереи становится местом тотального погружения в художественную практику Юрия Самойлова. Являясь одновременно музыкантом, художником и сценаристом, в своём искусстве Юра использует междисциплинарный подход — создаёт живопись, графику, пишет тексты и музыку.
Выставка соединяет две модальности восприятия — визуальную и аудиальную. Помимо представленных живописных и графических работ, аккомпанементом к ним выступит музыка, написанная художником — сэмплированные звуковые дорожки будут задавать определенный тон и настроение при просмотре выставки, усиливая степень погружения в визуально-образную вселенную художника.
Работы Юры всегда отсылают к визуальному. Они аттрактивные, яркие, выполненные в экспрессионистской манере. Их особая художественная выразительность — фактура, форма, пластика, цвет и композиция достигается благодаря целому набору экспериментальных средств художника.
Художник добивается непредсказуемых цветовых сочетаний и световых эффектов, используя и смешивая различные материалы на плоскости — акварель, акрил, гуашь, аэрозольные баллончики. При этом постоянно расширяет свой художественный арсенал новыми инструментами и техниками. Графические работы художника можно сравнить с палимпсестом — Юра слой за слоем наносит и стирает краску, смывает её водой, затем повторяет этот процесс, снова перекрывая один красочный слой другим. Число таких итераций может достигать десятка. В результате не без доли случайности, на бумаге образуются непредсказуемые образы, композиции и цветовые сочетания.
Результатом поисков художественного подхода к созданию нового изображения и рисунка на выставке является серия графических и живописных работ.
Кураторский текст: Роман Куценко
О художнике:
Юрий Самойлов – график и живописец с неординарным бэкграундом. Впервые начал заниматься изобразительным искусством в 20 лет, затем, отучившись в МШНК на сценариста и режиссёра, вернулся к картине и рисунку.
Работы Юры – это методологическое вглядывание в природу живописи, в этом он продолжает линию абстрактных живописцев Америки и немецких неоэкспрессионистов 1960-70 гг. (особенно близки Де Кунинг, Базелиц и Кифер). Через них Самойлов обращается и к вопросу метода, который для него заключается в проблеме соотношения фигуратива и абстракции. К этой границе художник подходит с помощью автоматического письма и палимпсеста фактур.
Создавая абстракцию, есть очень большой риск выйти в изобразительное именно случайно, непреднамеренно. Автоматическое письмо, снимает эту проблему делая образ тождественным по значению и важности абстракции. Грань стирается и однозначно фигуративное может использовать тот пластический язык, в котором оно узнается не сразу.
То же с палимпсестом: Юрий наносит и стирает слои краски, перекрывает одну другой, выскабливает рисунок острым оборотом кисти и использует баллончик наравне с акрилом из тюбика и пастелью. Фактура этих работ тяготеет к скульптурной пластике, а значит, к пафосу материала. Материал и его лепка становится не менее интересными и важными, чем само изображение.
Благодаря всему этому создаются работы, в которых зритель может обнаружить столкновение разных проблем визуального, каждая из которых по-своему привлекательна: от границ образной живописи, автоматического и продуманного, до нагнетания фактуры, как способа преодоления самой живописи.