Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Специальное событие

Роман Сергеевич Осминкин
Самоорганизация vs Институция: формы коллективности в эпоху постсоветской приватизации публичности

10 июля
19:30 — 21:30
Е6 Винтажный зал

Роман Сергеевич Осминкин
Самоорганизация vs Институция: формы коллективности в эпоху постсоветской приватизации публичности

16+

Публичное событие Лаборатории художественной критики пройдет в Винтажном зале 10 июня — Роман Сергеевич Осминкин прочитает лекцию «Самоорганизация vs Институция: формы коллективности в эпоху постсоветской приватизации публичности».

Постcоветское культурное производство, казалось бы, более демократично и разнообразно по сравнению с идеологизированными советскими. Но по факту большинство учреждений — это бюджетные организации или прибыльно ориентированные кластеры. Первые проводят национал-патриотическое воспитание и существуют в режиме цензуры. Вторые заточены на коммерческую инструментализацию и существуют как бы вне политики.

Поворот современного искусства к общественной деятельности, особенно выявившийся в 1990-е годы во время реляционной эстетики, был развит в переходе к критике самих социальных процессов с помощью активизма. Сегодня это направление представлено формами коллаборативного, диалогического и интервенционистского искусства.

В России подобные микроутопии — низовые самоорганизованные коллективы. Они функционируют в основном на уровне «малых дел», но в последнее время их деятельность становится разнообразнее: урбанистические, экологические и феминистские движения, театральные кружки, самба-бенды, швейные кооперативы, уличные кухни для бездомных, детские и образовательные некоммерческие проекты, независимые дома культуры, активистские библиотеки и т. д.

В сегодняшних условиях, где поле для политического и свободного художественного высказывания предельно сужено и конфронтация с властью и капиталом приводит к маргинализации и даже криминализации, становится необходимой разработка альтернативных моделей коллективного художественного производства, способных стать полигонами децентрализации и лабораториями воспитания контрпублики. Лектор рассмотрит несколько примеров коллективных инициатив нового типа, по разному выстраивающих баланс между автономной самоорганизацией и сотрудничеством с крупными институтами.

После лекции пройдет обсуждение с участием Светланы Басковой, Константина Бохорова, Бориса Клюшникова, Анатолия Осмоловского и членов Лаборатории художественной критики. Модератор — Егор Софронов.

Роман Сергеевич Осминкин — теоретик искусства, поэт, перформер, медиахудожник, куратор. Закончил Российский институт истории искусств. Исследователь современного коллективного перформанса и художественного активизма. Член редколлегии журналов «Транслит» и портала Крапива. Соорганизатор перформанс-кооператива «Технопоэзия». Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 2007 года. Преподает в Школе вовлеченного искусства Что делать. Публикации в журналах «Новое литературное обозрение», «Транслит», N+1 Magazine (Нью-Йорк), «Project Baltia», интернет-порталах ART1, aroundart.org, colta.ru, syg.ma, Крапива и др. Живет в Санкт-Петербурге.

Лаборатория художественной критики (совместно с институтом «База») — образовательная программа, поддерживаемая фондом Винзавод.

Лаборатория художественной критики нацелена на развитие эстетической критики. Программа включает в себя регулярные теоретические и практические занятия, а также публикации по искусству, критике и теории. Ведут лабораторию Светлана Баскова, Константин Бохоров, Борис Клюшников, Анатолий Осмоловский, Егор Софронов.Лаборатория ориентирована на практическое обучение. Для публикаций материалов участников создана сетевая публикация на labs.winzavod.ru/criticism.