Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Лекция

Борис Клюшников
Органон философии: искусство и природа у Шеллинга

29 октября
19:30 — 21:30
Е6 Винтажный зал

Борис Клюшников
Органон философии: искусство и природа у Шеллинга

0+

Органон философии: искусство и природа у Шеллинга

Фридриха Шеллинга считают основателем современной «натурфилософии», а также одним из ключевых теоретиков искусства. Он рассматривал природу как живую, одухотворенную и самосозидающую совокупность процессов творчества. В отличие от многих современников, он рассматривал ее не механически, а диалектически, обращаясь к разрозненным явлениям как единому целому. В этом смысле он предвосхитил и марксистский взгляд на науку, развитый позднее советским диаматом. Интересно, что подобный целостный подход философ применял и к искусству, в частности, уподобляя искусство органической жизни. Сегодня, когда художники все активнее обращаются к физическим, химическим и биологическим качествам художественных материалов, а философы говорят о «вибрирующей материи» и «агентной» силе вещей, идеи Шеллинга начинают звучать неожиданно актуально.

Связь современного искусства с экологической проблематикой предполагает не только конструирование возможного будущего, учитывающего противоречия эры антропоцена, когда человек становится геологическим фактором глобальных изменений. Эта связь по необходимости проясняет и открывает собственное прошлое, когда зарождались философия искусства и природы. В 1800 году Гете пишет: «Природы и искусства расхожденье / Обман для глаз: их встреча выполнима / И для меня вражда их стала мнима / Я равное питаю к ним влеченье», а Новалис в пятой главе «Голубого Цветка» замечает: «Природа не желает превращаться в исключительную собственность кого-то одного-единственного». В этом контексте кажется закономерным вновь возникший интерес к раннему романтизму и к Шеллингу в частности. Попытка перепрочтения философа и введение его в круг актуальной мысли наиболее отчетливо была сформулирована Йеном Гамильтоном Грантом, чей тезис о том, что «Шеллинг является нашим современником» сегодня можно воспринимать со всей серьезностью.

В своей лекции Борис Клюшников постарается раскрыть взаимосвязь эстетической теории с проектом натурфилософии и показать, как интерпретация главных концептов влияет на теорию современного искусства. Например, может ли идея автономии искусства, предложенная впервые романтиками, быть противопоставлена тенденции сведения искусства к культурной индустрии  («искусство как валюта» у Дэвида Джозелита), способу времяпрепровождения (искусство как занятие у Хито Штейерль)? Могут ли современные методы «художественного исследования» пониматься в традиции Шеллинга, который считал искусство выражением теории и критического мышления? Может ли искусство быть экологическим субъектом?

Борис Клюшников — философ и историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, преподаватель института «База».


Вход свободный, с регистрацией на timepad

https://winzavodart.timepad.ru/event/837361/?fbclid=IwAR1J8IwzSGUVhhwUXoxd0cKc7H1io0yl91cWJgggc3brij...