Светает под ситцем
Галерея XL представляет выставку
Андрея Монастырского «Светает под ситцем». Экспозиция отсылает к акциям
группы «Коллективные действия», проходившим с 1976 по 2025 год, и к процессу уединенного созерцания – методу, который можно было бы включить в инструкцию к этой выставке. В проект вошла документация акции 182 ЛЕЧЬ – РЕЧЬ, состоявшаяся 12 сентября 2025 года и посвященная
Никите Алексееву. В экспозиции использованы фотографии
А. Монастырского, А. Абрамова, Г. Кизевальтера, И. Макаревича и Д. Новгородовой.
Важным элементом, с которым неразрывно связана деятельность
группы «Коллективные действия», является наблюдение: наблюдение глазами приглашенных на место проведения акции зрителей или уже мысленное «наблюдение» постфактум, ради которого события тщательно документировались и документируются до сих пор. Так, самая первая акция «Коллективных действий», «Появление», состоявшаяся 13 марта 1976 г., представляла собой наблюдение за приближением двух участников группы: подойдя к зрителям, они вручили приглашенным бумажные свидетельства, подтверждающие присутствие на акции. Само событие акции можно рассматривать как пространственно-временное переживание (термин
Н. Алексеева), и проект «Светает под ситцем» также становится своего рода пространством акции, в которой зритель получает возможность поучаствовать или воздержаться от участия.
Повторяющийся акт (или даже ритуал) наблюдения за одним и тем же местом выявляет различия между событиями, происходящими в нем, переменами в его состоянии и состоянии того, кто держит в руках камеру. Монотонное и скрупулезное фиксирование действительности позволяет замечать, как постепенно идет время, остановленное за секунду до того, как на городской улице очередной прохожий покинул пространство кадра, до того, как сменился сезон, что-то было снесено или построено. Примерно одни и те же композиции и сцены сопоставимы, но не настолько, чтобы складываться в структуру из абсолютно одинаковых элементов – одинаковых, как на ситцевой ткани, где каждый цветок в узоре должен быть точно таким же, как все остальные.
Случайный элемент становится неслучайным в тот момент, когда он запечатлен, тогда он превращается в знак, оказавшийся на своем месте в единственно верное для него время. К каждому такому знаку приводит цепочка событий и выборов, значительных и незначительных моментов. И зрителю, оказавшемуся в пространстве выставки
«Светает под ситцем», тоже будет предоставлен выбор: погрузиться в уединенное наблюдение или пройти мимо, не поддавшись любопытству.