Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Выставка

Надежда Косинская
Про себя

17 ноября — 11 декабря 2022
H8 Галерея a—s—t—r—a

Надежда Косинская
Про себя

«Надежда Косинская – художница из Санкт-Петербурга, чьи работы интенсивно ротируются на аукционах, ярмарках, групповых смотрах современного искусства, однако для московского зрителя эта выставка - первая возможность посмотреть ее искусство в объеме и разнообразии.

Начиная с самых ранних работ подчерк Косинской узнаваем. Авторский микс академической выучки и приемов наивного рисования позволяют художнице говорить от первого лица на самые очевидные и от того трудные темы (отношения, быт, материнство, семья), оставаясь внутри профессиональных конвенций. Когда она, отложив кисть и карандаш, начала создавать изображение нитью или гвоздями, элементы искреннего, как будто неумелого рисования перебрались в новый материал. Отдельно нужно заметить, что гвозди, у Косинской утрачивают свой модернистский индустриальный маскулинный пенетрационный пафос, превращаясь в полную противоположность: хвоинки, чешуйки, волоски, штришки. Это работает на образ: переливающиеся и мерцающие металлические стержни развоплощают изображаемого, делают его толи тенью, толи призраком, а топорщащийся местами стальной мех добавляет ощущения ранимости.

Говоря о нити, как о художественном медиуме, художница подчеркивает метафору связи, между автором и произведением, матерью и ребенком. Связь эта отнюдь не механическая, устойчивая и навсегда данная. Изображения детей, выполненные в этой технике полны тревоги. Маленькое скорченное тельце и его членики многократно ощупываются вьющейся линией, скрепляются вместе, очерчиваются, охраняются, но от этих усилий ощущение беззащитности только увеличивается.

Герои работ Косинской – и люди и вещи слегка неуклюжи, хрупки, как будто им неловко и присутствуют в этом мире по недосмотру, без крепких правовых оснований и онтологических связей с ним. Их телесность зыбка и склонна к деформации, истончению. В пространстве картины или графического листа, они так и норовят стушеваться куда-нибудь из центра к краю и застенчиво там замереть. Предмет приложения ее лирического дара уязвим и виктимен, а окружающее пространство (вернее пустота) равнодушно, холодно и сюрреалистично. Неустойчивость, возможность быстрого бесследного исчезновения, отсутствие сил и злости для отстаивания своих границ делают каждое мгновение жизни персонажей потенциально последним и от этого значительным. Каждый взгляд художницы на них становится актом любви, переживания острой печали, предчувствия грядущей утраты.

Творчество Косинской вписывается в негромкую, но живучую линию русского искусства, воспроизводящую себя в разных эпохах от Павла Федотова до Геннадия Устюгова или Ани Желудь. Речь тут не идет о школе, заимствовании или приемственности. Просто отечественная история, склонная к повторам, раз за разом взращивает невротическую тяжелую социальную среду.  В ответ появляется художник, лирически и болезненно проживающий травматичную безысходную повседневность, прозревающий в мелких фрагментах быта большую трагедию, дающий общей немой тревоге визуальное воплощение».

Художник, критик, куратор Александр Дашевский