искусства Винзавод
Схема проезда
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
В Центре современного искусства Винзавод до 20 июля открыта выставка «Границы видимости», которая продолжает собирать антологию современного искусства.
В период работы выставки состоится публичная программа и выпуск каталога-исследования в рамках издательской программы ЦСИ Винзавод. Каталог будет включать документацию выставки и исследование на заданную тему: вопросы зрения и нового видения будут рассмотрены с физиологической, метафорической, культурологической и антропологической позиции.
На выставке «Границы видимости» представлены работы 42 художников, среди которых Владимир Потапов, Леонид Цхэ, Дмитрий Булныгин, Марина Белова и Алексей Политов, Егор Кошелев, Роман Сакин, Владимир Чернышев, Георгий Литичевский, Платон Инфанте, Саян Байгалиев, Павел Польщиков, Саша Пучкова, Миша Гудвин и многие другие.
Художники исследуют вопросы зрения и видимого, задействуя самые разные точки обзора. Куратор Сергей Хачатуров предлагает рассмотреть новые способы пространственно-временной коммуникации с миром, сместить фокус внимания с центрального зрения на периферийное и с помощью обходных зрительных путей, зеркал, косых траекторий, фасеточного зрения и других фрагментаций обнаружить мир, который нельзя увидеть прямым взглядом.
«По отношению к центральному, магистральному взгляду периферийный взгляд конфликтен. Он улавливает не систему, а поток, не конструкцию, а энтропию, не целое, а сеть разорванных фрагментов. Все эти качества соотносятся с драматическим переворотом новой идентичности человека в мире, особенностей его рецепции. Одновременно неклассические системы визуального общения позволяют расширить границы универсума, включить то, что ранее не удостаивалось внимания. Таким образом понять мир сложнее и объемнее», — отметил куратор проекта Сергей Хачатуров.
Посетители выставки могут построить индивидуальную траекторию по карте экспозиции, расположенной при входе, воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на медиаторский тур. Туры проходят ежедневно 4 раза в день в часы работы выставки.
Участники выставки затрагивают тему зрения в самых разных аспектах: от потребления информации в современном мире до поколенческого следа, оставленного на полу квартиры, от световых преломлений до отпечатка художественного образа на сетчатке глаза.
По словам Хачатурова, «важно было пригласить мастеров, способных отказаться от академических шор ради фасеточного зрения. Фасеточным зрением наделены насекомые, вроде бабочек, пчел и стрекоз. Устройство глаз в форме выпуклого шестигранника способно охватить полную сферу обзора. К участию приглашены многие представители разных поколений, связанных с объектно-ориентированным искусством, — от мэтров до зумеров и выпускников Открытых студий Винзавода. Главный критерий отбора: необычайная способность каждого наблюдать неочевидное и видеть незримое».
Экспозиция поделена на пять тематических разделов, каждый из которых представляет различные визуальные возможности, ограничения, искажения и образы:
Боковой обзор созвучен работе коллекционера и архивиста: искусство здесь – артефакты, добытые из пограничных зон зрения.
Слепое пятно и точка фиксации определяют два полюса восприятия: мозг достраивает недостающие детали в увиденном или фиксируется на мелочах и деталях.
Послеобразы осмысляют в метафорах, что же остается после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.
Щель и порез анализируют новые смыслы непознанного мира, возникающего в странных порезах обыденной картины мира.
Таблица Амслера представляет причудливые визуальные пазлы, головоломки и аттракционы оптического искусства.
Специально для выставки подкаст об искусстве, актуальных выставках и важных темах в искусствоведческой науке Talk About Art создаст серию из трех выпусков, посвященную проблеме зрения в истории искусства. Авторы — искусствоведы Регина Нехаева и Юля Карпенкова. В выпусках они рассказывают, как меняются оценки творчества художников, обнаруживаются новые факты, ведь на многие вопросы, ответы на которые считаются предрешенными, не существует единого мнения.
Что означает крылатый глаз? Как нам льстит прямая перспектива на полотнах ренессансных художников? Что придумал Генрих Вёльфлин для своих студентов? Ответы на эти и другие вопросы в первом эпизоде.
Во втором выпуске подкаста ведущие обсудили оптические эксперименты, которыми увлекались художники прошлого, создавая неожиданные искажения реальности. Зачем Леонардо да Винчи писал справа налево? Что спрятал на портрете двух послов Ганс Гольбейн? Как могут быть связаны гештальт-психология и современное искусство? Во втором выпуске.
В третьем и заключительном выпуске из серии ведущие подкаста предлагают проследить, как технический прогресс, система художественного образования и стремительные изменения культурного контекста меняют восприятие искусства. Как изобретение фотографии в XIX веке спровоцировало многочисленные творческие эксперименты французских живописцев? Какими способами художники прошлого и настоящего осмысляют визуальный шум города? Как наш личный визуальный опыт формирует наш взгляд на искусство? Ответы в заключительном выпуске.
Билеты на выставку
Билеты на медиаторские туры
Регистрация на публичную программу
Байгалиев Саян, Белов Иван, Белова Марина и Политов Алексей, Булныгин Дмитрий, Васильев Алексей, Васильев Даниил, Герасименко Екатерина, Гордеев Александр, Гудвин Миша, ЕлиКука, Журавлева Маргарита, Инфанте Платон, Катика, Команда «Той», Кошелев Егор, Лавров Александр, Лапшинова Анна, Лисица Лена, Литвинова Анастасия, Литичевский Георгий, Лоцманов Сергей, Мальцева Дарья, Мороков Антон, Нестеров Слава, Никто Глеб, Пасхина Алёна, Польщиков Павел, Попченко Екатерина, Потапов Владимир, Пучкова Саша, Репкин Ваня, Рубанков Михаил, Сакин Роман, Спиридонов Никита, Старков Алексей, Таганцева Анна, Хорев Яков, Цхэ Леонид, Чемакин Иван, Чернышев Владимир, Шарганова Елена.
Сергей Хачатуров, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», «Et in Arcadia ego», «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.