Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46
Аренда: +7 (905) 519 99 50
Кассы: +7 (495) 917 17 99
Почта: winzavod@winzavod.ru, web@winzavod.ru, arenda@winzavod.ru
Выставка

Андрей Монастырский
АТРИБУТ

13 Апреля — 13 Мая 2021
5 Галерея XL

Андрей Монастырский
АТРИБУТ

13 апреля в галерее XL откроется выставка художника Андрея Монастырского «АТРИБУТ». 

Искусство возникло в результате повтора. Скажем, палеолитический человек оставляя зарубки на своем копье, считал число убитых им бизонов. Искусство возникло в тот момент, когда он в часы скуки повторил их еще раз без какого-либо прагматического смысла. Так получился орнамент.

Принцип повтора для искусства регулятивен. Повтор есть практически везде. Он работает в поэзии, в музыке, в изобразительном и современном искусствах. Например, минимализм весь состоит из повторов.

Со второй половины ХХ века наиболее радикальные художники отказались от традиционных медиумов – от картины и скульптуры. Медиум такие художники делали свой собственный. И здесь повтор является определяющим. Повторить нечто – это утвердить искусством, максимально освободить от прагматического содержания, оторваться от «реальности».

Однако повтор это, так сказать, «пассивный» принцип в создании медиума. 

Он необходим, но не всегда достаточен. Второй важный принцип это, конечно,  различие. Различие появляется в любом повторе как бы автоматически. Просто потому, что абсолютный повтор невозможен. Даже если мы полностью буквально до микрона редуплицируем артефакт, он будет занимать свое место в пространстве, а, значит, будет отличаться по своему месторасположению (своему «контексту»). Различие можно создавать специально, так сказать, сознательно. В истории искусства ХХ века были художественные направления, которые строились целиком из различий, где повтор был запрещен, например додекафоническая музыка или американский абстрактный экспрессионизм. По большей части реципиентом (особенно непродвинутым) они воспринимаются как хаос, мазня.

В современных работах эти два принципа совмещаются вместе: на повторы специально накладывается различие, таким образом, достигается аппариционный эффект, если воспользоваться адорнианской терминологией. Эффект «чудесного явления».

С 1989 года Монастырский снимает видео из окон своей квартиры на улицы Цандера и Кондратюка. К данному моменту таких записей уже более 60 штук. Они и составляют корпус видео повторов формирующих собственный медиум. Друг от друга эти повторы, конечно, отличаются: по улице гуляли разные люди, происходили какие-то обыденные события, но в целом мы наблюдаем безыскусную жизнь обывателей, не нарушаемую какими-то экстраординарными происшествиями. И все снято с одной точки, что увеличивает монотонность видео картинки. В этот видеоматериал Монастырский помещает видео и фото документацию разнообразных собственных жестов, акций КД, встреч с друзьями, совместных вечеринок 70-х 80-х годов вплоть до нынешнего момента. Получается такой своеобразный «отчет» о жизни и творчестве. Здесь очень важен мемориальный эффект, ностальгические переживания. Многие фотографии черно-белые, но и видео на Цандера не имеет яркого цвета, все тона приглушены.

Так возникает «пазл» всей экспозиции, единицей которой является один видеоэкран. Из видеоэкранов создается видео фриз. Жизнь превращается в орнамент переплетенных между собой повторений и различий.

Автор текста 

Анатолий Осмоловский