Winzavod CCA
Moscow, 4th Syromyatnichesky lane 1/8 105120 Kurskaya/Chkalovskaya metro station

How to find us
Administration: +7 (495) 917 46 46, + 7 (495) 917 17 99
Lease: +7 (495) 023 28 57
Ticket Office: + 7 (495) 917 17 99
Email: winzavod@winzavod.ru, web@winzavod.ru
Lectures

Ana Teixeira Pinto
Feedback as Antipolitics

25 February
19:30 — 21:00
15 Vintage Hall

Ana Teixeira Pinto
Feedback as Antipolitics

18+

We call our age the information age; Bill Gates talks about the digital nervous system; we tend to describe the internet as if it were a sentient being, endowed with agency; our hetero-affective devices double as control mechanisms whilst curating our browsing activities; our material objects are permeated by information flows, from the DNA code to financial algorithms; we fantasize about immersive environments in which our neural activities would be directly linked onto networks.

 

Digital technologies provide us not simply with the tools but also with the body of metaphors we use to describe our situation. Within this planetary fusion of surveillance and spectacle, communication is a source of control. The cultural logic of the information age is predicated on an inversion of the gaze: The screen or interface, as Jonathan Crary noted, ‘is both the object of attention and (the object) capable of monitoring, recording and cross-referencing attentive behaviour’.

 

This nexus of communication and control, which is by now ubiquitous, was first articulated by behaviourism, cybernetics and information theory. Cybernetics is a science of prediction, it models future actions based on past-behaviour ––like the NSA, credit rating agencies or health insurance providers. For cybernetics control means prediction: as such the theory implies a model of temporality within which the past is a standing reserve of information, waiting to be mined.

 

By literally conflating the nervous system with financial, social and political systems, cybernetics was also the first discipline to correlate neural nets and computer networks, confounding the meaning of information and life. These are the epistemic materials our current lifeworld is made of, and in this coming talk we will survey its history, starting with behaviourism, the theory from which cybernetics borrowed its physiology.


Ana Teixeira Pinto is a cultural theorist, and lecturer at the DAI (Dutch Art Institute). She is the editor of book series published by Sternberg Press, and also contributed to editions of MIT Press, as well as Afterall, Springerin, Camera Austria, e-flux journal, art-agenda, Mousse, Frieze, Domus, Inaesthetics, Manifesta Journal, and Texte zur Kunst. Lives and works in Berlin.

Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46, + 7 (495) 917 17 99
Аренда: +7 (495) 023 28 57
Кассы: + 7 (495) 917 17 99
Почта: winzavod@winzavod.ru, web@winzavod.ru
Лекция

Ана Тейшейра Пинто
Обратная связь как антиполитика

25 Февраля
19:30 — 21:00
15 Винтажный зал

Ана Тейшейра Пинто
Обратная связь как антиполитика

18+

Шестую открытую лекцию сезона «ДИАМАТ» прочтёт Ана Тейшейра Пинто – международно известный теоретик культуры, автор публикаций, посвященных исследованиям новейших социальных и культурных состояний. В своем выступлении Ана Пинто проследит генеалогию бихевиоризма и кибернетики и расскажет об их политической роли в становлении цифровой эпохи, основанной на контроле и предсказании поведения.

Вход на лекцию свободный по регистрации

Мы называем наше время информационной эпохой; Билл Гейтс говорит о цифровой нервной системе; мы склонны описывать интернет, как если бы он был существом наделенным сознанием и волей; наши гетеро-аффективные устройства одновременно оказываются механизмами контроля, «курируя» наш интернет-серфинг; в материальные объекты проникают  потоки информации от ДНК до финансовых алгоритмов; мы мечтаем о средах с эффектом присутствия, где наша нервная деятельность могла бы непосредственно накладывалась на сети.

Цифровые технологии снабжают нас не только средствами, но также и набором метафор, которыми мы описываем наше состояние. Планетарное слияние общества спектакля с системами слежки означает, что сама коммуникация становится средством контроля. Культурная логика информационной эпохи основывается на инверсии зрения: экран или интерфейс, как заметил теоретик культуры Джонатан Крэри, «одновременно объект внимания и (объект) способный к мониторингу, учету и внимательному использованию перекрестных ссылок (cross-referencing attentive behaviour)».

Повсеместное слияние коммуникации и контроля впервые было заявлено бихевиоризмом, кибернетикой и теорией информацией. Кибернетика как наука предсказания формирует образы будущих действий, основываясь на прошлом поведении, подобно Агентству национальной безопасности, оценкам кредитного риска или страховым агентствам. Согласно кибернетике, контроль означает предсказание: эта теория реализует модель темпоральности, внутри которой прошлое — это постоянный резерв информации, ожидающий ее добычи и обработки (to be mined).

Сливая воедино (в буквальном смысле) нервную и финансовую системы, а также социальную и политическую сферы, кибернетика оказалась дисциплиной, где были соотнесены нейронные и компьютерные сети, где отождествлялся смысл информации и смысл жизни. Это и есть тот эпистемологический фундамент, на котором основан современный мир. В своей лекции Ана Тейшейра Пинто проследит критическую генеалогию двух влиятельных наук XX века, начиная с бихевиоризма, откуда кибернетика заимствовала свою психологию.


О лекторе

Ана Тейшейра Пинто – теоретик культуры, исследователь, преподаватель в Dutch Art Institute (DAI). Ее тексты публиковались в изданиях MIT Press и Sternberg Press, где она выступила редактором серии сборников, а также журналах Afterall, Springerin, Camera Austria, e-flux journal, art-agenda, Mousse, Frieze, Domus, Inaesthetics, Manifesta Journal и Texte zur Kunst. Живет и работает в Берлине.