Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46, + 7 (495) 917 17 99
Аренда: +7 (495) 803 33 33
Кассы: + 7 (495) 917 17 99
Почта: winzavod@winzavod.ru, web@winzavod.ru
Выставка

Александр Савко
Супрематическая трагедия

30 Августа — 05 Октября 2018
22 Галерея «Файн Арт»
30 Августа —
05 Октября 2018
22 Галерея «Файн Арт»
Режим работы:

13:00 — 20:00

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Бесплатно

Александр Савко
Супрематическая трагедия

Знаменитый  художник Александр Савко известен также своими художественными провокациями и инсинуациями, суть которых заключается в его художественном методе.  Родившись в солнечной Молдавии (Бендеры) и выучившись на художника в не менее солнечной Одессе, он прибыл в Москву с тремя графическими листами, которые немедленно отправились  по выставкам в России и Европе. Удачно сложилась творческая жизнь художника, однако осмотревшись окрест, Александр увидел, что подлинные культура и искусство, которым он намеревался служить, неведомы обществу. Оно, общество, захвачено яркой рекламой, мультиками, комиксами, и вообще всяческим западным гламуром. Такая повальная гламуризация привела к тому, что истину люди ищут у экстрасенсов, колдунов, целителей и т.д. Вместо культуры, образованности – «образованщина».  И тогда Александр похитил эти образы медийного мусора и поместил их в пространство знаменитых картин знаменитых мастеров, дабы увлеченные его провокациями зрители обратились бы к подлинной культуре. Метод оказался действенным. Однако в 2011 году художник так заигрался, что его картина, где Нагорную проповедь произносил персонаж, похожий на Микки Мауса, была осуждена в г. Тарусе, приговор – запрет на публикацию, после чего она более 200 раз воспроизводилась в средствах массовой информации. Какое вегетарианское время было – ни поливов мочей или зеленкой, ни уничтожения объекта оскорбленными в чувствах.

В настоящем проекте Александра Савко никаких провокаций. Художник возвращает зрителю чудесную страну детства, погружая его в сказочное пространство. Здесь и Аленушка, и принц Гвидон с царем Салтаном, и три девицы и даже Кощей, неистово мчащийся на горячем скакуне. Одеты персонажи в костюмы 17-го века, а в целом автор использует сказочную стилистику Ивана Билибина. Однако художник рассчитывает на самое активное участие  даже самого пассивного зрителя. Ибо, вглядываясь в холсты Савко, мы замечаем, что лица любимых героев растеряны, а жесты – оборонительные или атакующие. В пространство сказки вторгается нечто непонятное, динамичное, агрессивное, выраженное абстрактными формами.

Так художник метафорически высказывается о чрезвычайно серьезном, опасном  явлении – нападении западного гламура на известное с древнейших времен русское искусство – супрематизм с целью захвата его территории. Супрематизм (известен издревле) особенно зримо проявился в «квадратах» К.Малевича. Мало того, в 50- е годы прошлого века, то есть в эпоху непроницаемых друг для друга миров супрематизма и западной гламурятины, «Белый квадрат на белом» Малевича стал источником вдохновения нового европейского искусства – «бедного искусства».

Теперь супрематизм (русский, известен издревле) вновь подвергается агрессивному влиянию  новых гламурных направлений. Эту ситуацию художник представил серией работ, где по холстам в царство чистого супрематизма громыхают рыцари в старинных доспехах с копьями и пиками наперевес. О том, что это бой с древнерусским супрематизмом, говорят живописные фрагменты на флагах и доспехах, ассоциирующиеся с произведениями Миро, Леже, Мондриана, Дебюффе, Полока и др. Художник как бы взывает к зрителю – эти оккупанты культуры, западные пришельцы стремятся победить и отодвинуть вниз наш супрематизм.

В этом контексте нам кажется, что А.Савко, выступая как наблюдатель современности и историк искусства, преднамеренно и не без иронии создает двусмысленность между иллюзией битвы и приглашением подумать об открытости искусства, его безграничности. Каждый из цитируемых Савко художников является гранью многогранной личности самого автора. В абсурдности его изящных метафор, в ироничной и пародийной форме высказывания кроется с одной стороны утверждение ценности всего во всем, с другой – нормальные сомнения художника и восхищение  высоким искусством.   Меж тем на полотнах  Савко бушуют вихри, возникающие при столкновении противоположных смыслов. За картинами ведется наблюдение.